«Творческий бизнес тоже требует вложений»

«Творческий бизнес тоже требует вложений» 1 окт — 2020 | 0:00

«Творческий бизнес тоже требует вложений»


Сложно ли выпускнику творческого вуза организовать свое дело и начать продавать собственные работы? Как написать бизнес-план, найти начальные средства и первых клиентов? Обо всём этом мы поговорили с молодой художницей-керамисткой из Енисейска Дарьей Дмитрейко. Она смогла в первые годы после выпуска из университета с нуля открыть ИП и теперь развивает бизнес по производству и продаже керамических изделий ручной работы.

Творческий бизнес с нуля

Я отучилась на художника-керамиста в 2017 году, окончила Красноярский художественный институт. Мечты о дальнейшей работе по специальности были, однако керамист — это такая профессия, в которой, вроде бы, и можно успешно развиваться, но для этого нужны немалые деньги.

"То есть хочешь и на заказы работай, и какие-то интересные изделия делай, и бизнес развивай, но вся загвоздка в том, что оборудование для керамического производства довольно дорогое. Например, самая маленькая печка для обжига стоит в среднем 115 тысяч рублей. И где вчерашнему выпускнику взять такие деньги?"

Первое время я ходила по мастерским знакомых ребят и обжигала свои изделия у них. Своей печки у меня не было, и, конечно, дела продвигались очень медленно. Тогда я стала интересоваться разными возможностями и узнала, что в Центре занятости можно получить субсидию на открытие собственного дела. Всё, что для этого нужно — написать и защитить бизнес-план. Я решила попробовать, хотя очень сомневалась, потому что в силу своего творческого образования даже не представляла, как это делается.

сосуд.jpg

Моим спасением стал тренинг краевого Агентства развития бизнеса для начинающих предпринимателей, который как раз проводился у нас в Енисейске. Мне удалось попасть на него по наводке Центра занятости и всего за пять занятий почерпнуть самую нужную информацию.

Нас обучали тому, как открыть ИП, как составить бизнес-план и т.д. Самые основы объясняли очень подробно и доступно. Дополнительно нам рассказали про пути развития, про поддержку предпринимателей, готовых участвовать в ярмарках и выставках, причем не только местных, но и международных. А для любого керамиста именно ярмарки — главный способ заявить о себе и продать изделия.

По окончанию курсов я получила сертификат, написала бизнес-план, защитила его в Центре занятости и получила более 120 тысяч рублей в качестве субсидии. На эти деньги я смогла купить свою первую печь, а позже накопила денег еще и на гончарный круг. Так сказать, укомплектовалась полностью.

Сибирский дух

В бизнес-план я заложила довольно выигрышную идею производства керамических сувениров с символикой моего родного Енисейска — колокольчиков, ангелочков, посуды, фигурок животных. Подобные сувениры я уже производила и выставляла на ярмарке в честь 400-летия города прошлым летом. Это был мой первый, но успешный опыт массовых продаж.

Туристы на удивление быстро разобрали колокольчики, потому что, как оказалось, очень многие их коллекционируют. Тема ангелов тоже понравилась гостям, как и всякие мелкие вещицы вроде керамических значков и пуговиц. Для себя я поняла, что какое-то увесистое блюдо, каким бы оно ни было красивым, не каждый купит на ярмарке, а вот небольшие сувениры могут пользоваться отличным спросом.

Но мое творчество шире, чем тематика родного города, хотя в Енисейске огромный простор для творчества, а конкуренция в производстве тех же сувениров не такая большая. В целом я люблю всё, что связано с Сибирью, создаю фигурки обитателей тайги или отображаю в творчестве могущество и краски Енисея. Что качается техник исполнения, то часто я предпочитаю ручную лепку, но в основном экспериментирую и исследую. Пробую разные стили и техники, потому что как молодой керамист я пока еще в поиске себя.

Работа во время пандемии

Открытие моего ИП пришлось на конец 2019 года, поэтому после первого успеха я, как и многие, напрямую столкнулась с пандемией. Моё дело подзависло, поскольку отменены все возможные ярмарки, а это, повторюсь, главный источник дохода для керамиста. Плюс это способ найти постоянных клиентов и ценителей именно твоего творчества. Посетители ярмарок часто просят визитки, чтобы вернуться за следующей покупкой.

"Сейчас я планирую постепенно выходить на онлайн-продажи, хотя продвижение и реклама в интернете тоже требуют определенных финансовых вложений и сил."

Поэтому пока я совмещаю творчество с работой в Краеведческом музее в качестве фотографа-художника, однако стремление и цель полностью перейти на керамику и на развитие своего собственного дела я не оставляю. Да, материалы недешевые, оборудование дорогое, не всё получается так быстро, как хотелось бы, но я уже смогла приобрести самое необходимое для своего дела. И теперь хочется верить, что пандемия уйдет, начнутся ярмарки, появится больше клиентов.

К тому же, насколько я знаю, планируется запуск теплохода по Енисею, туристов будут возить по красивым местам, и Енисейск станет одной из точек маршрута. Надеюсь, что это поможет развиваться внутреннему туризму и, как следствие, сувенирному бизнесу, а я смогу осуществить свою мечту.