МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
8 800 234 0 124

«Нашему организму недостаточно только привычной еды»

1 окт — 2020 | 0:00
Поделиться

«Нашему организму недостаточно только привычной еды»
Иногда бизнес появляется из случайности — попробовал новый продукт и понял, что тоже непременно хочешь производить что-то подобное. Практически именно так возникла красноярская компания «Проростки». Её основательницы Людмила Кондратьева и Наталья Терехова 10 лет назад загорелись идеей проращивать в производственных масштабах зерна и микрозелень. Сегодня они единственные в городе выпускают уникальные по содержанию витаминов проростки и еще целую линейку полезных продуктов. Newslab узнал, насколько сложно организовать и вести такой бизнес.

Идея своего полезного дела

Людмила: Идея заняться проростками появилась в 2008 году во время моей поездки в Польшу. Причем поездка была связана с тем, что в ту пору мы с Натальей уже занималась здоровым питанием, хоть и немного в другом ключе, связанном с пищевыми добавками. Мне эта тема всегда была интересна, так как по образованию я биолог-химик и прекрасно понимаю, что человек не в состоянии только привычной едой восполнить весь необходимый организму запас витаминов и элементов.

И вот в Польше я впервые увидела в супермаркете проростки и смогла их попробовать. Сейчас я уже знаю, что это были проростки люцерны, которые мы также производим, но тогда в моем представлении это была просто зеленая травка, очень приятная на вкус и, очевидно, полезная.

Вернувшись в Красноярск, я стала эту тему изучать, пошла в аграрный университет, но ничего конкретного о том, как это растить в производственных масштабах, так и не узнала. Пришлось самой, прямо на подоконнике, в банках и чеплашках пробовать проращивать зерна. Всё прекрасно росло, но внимания и времени требовало очень много. Если хоть чуть отвлекся и вовремя не промыл зерно, то оно тут же начинало бродить и плесневеть. Но если продукция была выращена правильно, то она была очень вкусная, поэтому идея собственного производства меня не покидала.

Начало бизнеса

Спустя некоторое время я случайно наткнулась в интернете на московскую компанию, которая производила проростки. Я тут же набрала номер, и меня пригласили приехать. Руководитель компании сказал, что фирма работает только на локальный московский рынок, поэтому конкуренты в Красноярске им не страшны, и они готовы продать бизнес-технологию. Мы с Натальей насобирали денег на билеты и поехали для начала посмотреть.

111.jpg

Наталья: Нам показали сам продукт и то, как он представлен в магазинах, но на производство не пустили. Сказали: «Привезёте деньги — раскроем технологию». Мы, к тому моменту уже полностью уверенные в том, что идея отличная, поехали обратно в Красноярск искать нужную сумму в 150 тысяч рублей. 10 лет назад это были довольно большие деньги, хотя по меркам вложения в другие бизнесы всё равно смешные. Но для нас это было только начало, только документ, который разрешил бы нам заниматься этой деятельностью.

Параллельно мы писали бизнес-план. У нас всё было грандиозно и очень правильно. В качестве стартового капитала мы планировали использовать субсидии, которые можно было получить через службу занятости. Но когда мы обратились, нам сказали, что под категорию получателей мы не попадаем, поскольку к тому моменту мы уже зарегистрировали компанию.

"Людмила: Но мы не отчаялись и пошли искать деньги дальше. В итоге нам помоги наши друзья и родственники, которые сами далеко не богачи и не бизнесмены. Кто-то снял с вклада, кто-то поделился накоплениями — так собралась нужная сумма. А полноценного инвестора найти так и не получилось. Нам говорили: «Девочки, вы что с ума сошли, какие проростки, вы о чем говорите, кто об этом вообще знает?»."

коллектив.jpg

"Наталья: При этом у нас у самих сомнений не было ни на грамм. Во-первых, пока мы писали бизнес-план, мы изучили мировую статистику, историю вопроса в людях и цифрах. Маркетинговые исследования показывали, что проростки употребляют в пищу 10% населения крупных городов России, в частности Москвы, и 30% населения развитых стран. Позже, когда мы работали в Красноярске уже шестой год, мы и сами достигли планки в 3% населения, и год от года этот показатель растет. Поэтому неслучайно молодым предпринимателям советуют начинать с написания бизнес-плана: мы еще до запуска производства всё через себя пропустили — оставалось только технически идею воплотить."

Людмила: Причем, кроме поиска финансов, других трудностей не возникло. Человеческий ресурс был на нашей стороне, опытные в бизнесе люди старались помочь хотя бы просто советом. В ту пору нас хорошо поддержала сеть «Командор», куда мы пришли с идеей и самой первой выращенной в качестве образцов продукцией. Переговоры прошли настолько удачно, что нас ждали с готовым для продажи товаром чуть ли не наследующий день. Это стало стимулом, и мы запустили производство всего за месяц: быстро нашли подходящее помещение, прошли проверку надзорных органов. Опять же, всё складывалось удачно — нам шли навстречу, давали консультации по сложным вопросам. Но оглядываясь назад, мы понимаем, что это был колоссальный труд.

Продвижение и расширение линейки

Людмила: После запуска мы очень активно продвигались, поскольку быстро поняли, что зайти в супермаркеты — это не значит продать продукт. Конечный потребитель реагирует на нашу довольно специфичную продукцию только после того, как узнает, что это такое, почему это нужно есть и в каком виде.

Наталья: Сейчас прирост оборота и количества потребителей составляет примерно 30% в год, а наше производство на сегодняшний день включает два разных направления. Первое и основное — это проращивание самих проростков зерновых и бобовых, а также выращивание микрозелени под торговой маркой «Проростки». Второе направление — это переработка проростков с сохранением их полезных качеств. Эти продукты производятся под брендом GRANUMBIO .Мы выпускаем маринады и линейку готовых завтраков «Живая гранола из проростков».

живая гранола.jpg

Чтобы проследить динамику нашего развития за все 10 лет, достаточно вспомнить тот документ, за которым мы ездили в Москву и с которого начинали наше производство. По нему мы могли производить 6 видов проростков.

"Сейчас мы всё это расширили — у нас только проростков более 20 видов, «Живая гранола» в 8-и вкусовых вариациях и 6 наименований маринадов. Помимо этого, мы готовим документы на разработку новых продуктов, в том числе конфет и порошка из проростков пшеницы, который можно использовать в различной пищевой промышленности для обогащения продукции."

проростки.jpg

«Витграсс» — изобретение наших советских ученых, которые в 60-х годах готовили человека к полету в космос. Тогда перед очень многими НИА стояла задача найти такой продукт, который бы помогал космонавтам на орбите получать суточную потребность необходимых веществ. И этим продуктом были признаны зеленые ростки пшеницы и сок выдавленный из них

Основной потребитель

Людмила: За годы работы у нас довольно сильно менялся основной потребитель. Сейчас к нам повернулась молодежь, тренеры, которые работают в фитнес-центрах и пропагандируют здоровый образ жизни, рестораны и кафе. Причем общепит первые годы не пытался с нами сотрудничать, пока однажды в один красноярский ресторан не приехал московский шеф-повар. Он о нас узнал, попросился на производство, удивился тому, как недорого стоят наши проростки, и призвал руководство ресторана начать их использовать в различных блюдах. С тех пор мы открыли для себя работу с кафе и ресторанами.

Наталья: По-прежнему мы работаем с нашими торговыми сетями, и если предлагаем что-то новенькое, то всегда встречаем интерес. Часто проводим совместные акции, особенно весной, когда людям необходимо напитать организм витаминами, и когда идет пост.

Экспорт и планы на будущее

Людмила: Проростки мы продаем исключительно в регионе, потому что продукт ну очень нежный, и транспортировка для него убийственна. Но нашу продукцию знают не только в пределах Красноярска. Во-первых, мы тиражируем технологию, и по ней уже работают как российские, так и зарубежные предприниматели. Один из таких примеров — Казахстан, причем сначала мы продали в Астану технологию, а позже заключили еще и дилерский договор на поставку гранолы и маринадов.

Продвигаться на соседние рынки нам также помогает участие в зарубежных и российских выставках и бизнес-миссиях. В этом направлении мы тоже нашли отличную поддержку в лице краевого Агентства развития бизнеса (АРБ), которое берет на себя значительную часть расходов и поддерживает нашу деятельность.

Наталья: Агентство — это еще и помощь в вопросах сертификации товара, а с этим мы связываем большие планы на будущее. Наша цель — получить органический сертификат, и АРБ здесь работает на опережение: под его началом краевые производители натуральной продукции объединились в органический кластер, чтобы обмениваться опытом, быть в курсе правовых изменений и механизмов получения субсидий на сертификацию. При наличии такой поддержки мы готовы пройти этот нелегкий путь.

Нелегкий потому, что в этом случае сертифицируется не продукт, а производство. Причем абсолютно весь производственный цикл должен соответствовать требованиям биоорганической сертификации: вход сырья, транспортировка, утилизация мусора и даже обеззараживание, которое должно производиться исключительно препаратами органического происхождения. Если где-то эта цепочка нарушается, сертификат отзывается.

"Но мы считаем, что достойны получить сертификат и, как следствие, особое место на полке и маркировку «Биоорганик». Это будет сразу сигнализировать покупателю о том, что наш продукт на 100 процентов полезен, а значит мы не зря уже 10 лет работаем над его уникальными свойствами и высоким качеством."

Чтобы купить проростки, «Живую гранолу» и сок «Витграсс», обладающие общеукрепляющим эффектом и повышающие иммунитет, который так сейчас важен, можно отправиться в супермаркет у дома — «Командор» или «Красный яр», а можно заказать бесплатную доставку. Все подробности доставки в группе Вконтакте.

1 окт — 2020 | 0:00
Поделиться